+

Приветствую Вас на сайте «Необычные вещи»! Хочу поделиться своим первым опытом изготовления простого лампового усилителя. В данной ознакомительной статье-заметке постараюсь изложить усвоенную информацию по данной теме. Вы узнаете: как сделать шасси и другие элементы корпуса, как подобрать детали, спаять схему, настроить ламповый усилитель. Также будет дана некоторая информация, которая станет отправной точкой для более глубокого изучения конструирования ламповой техники.

Из-за большого объема информации и фотографий статья будет разделена на две части. В первой части Вы узнаете краткую информацию, которая поможет сориентировать Вас на предстоящую работу, во второй части я опишу свой личный опыт изготовления лампового усилителя, а так же поделюсь своими впечатлениями после его прослушивания.

За основу была взята классическая бестрансформаторная SRPP схема с использованием радиолампы 6н6п, автором которой является Олег Иванов. Схема была мной незначительно изменена и переработана. Были подобраны свои номиналы радиоэлементов и изменена часть схемы блока питания.В зависимости от выбора способа выпрямления анодного напряжения, можно применить выпрямитель на кенотроне либо использовать диодный мост.

Выбор в пользу использования в выпрямителе диодного моста либо кенотрона дело каждого. На диодах минимальное падение анодного напряжения, нет такой нагрузки на трансформатор, также не требуется отдельная накальная обмотка. Для большинства схем ламповых УНЧ диоды вполне подойдут 1N4007.

Кенотронное выпрямление напряжения является классическим методом в ламповой технике, многие отдают ему свое предпочтение из-за эстетических соображений и некоторых преимуществ над полупроводниковыми диодами.

Плюсы в кенотронном питании схемы:

— Плавная подача анодного напряжения, что позволяет продлить срок службы радиоламп усилителя (косвеннонакальный кенотрон);


— Практически полное отсутствие сквозного и обратного тока;

— Ограничение бросков тока в момент включения за счет плавного разогрева катода и подачи напряжения на LC-фильтр цепи анодного питания;

— Уменьшение величины импульсов тока подзаряда конденсаторов фильтра.

К недостаткам кенотронного питания можно отнести:

— Высокое внутреннее сопротивление, из-за которого происходит просадка анодного напряжения;

— Ограниченный ресурс работы кенотрона;

— Для питания кенотрона требуется дополнительная накальная обмотка и вывод средней точки анодной обмотки силового трансформатора;

-При неправильном подборе элементов фильтра, кенотрон может выйти из строя из-за броска тока.

Для устранения пульсаций анодного напряжения используют дроссель с индуктивностью порядка 5Гн (в основательном подходе индуктивность рассчитывается согласно пульсациям БП УНЧ). В данной схеме был использован дроссель Д31-5-0,14.

Для проверки работоспособности схемы обычно изготавливают макет. Во время работы с макетом можно неоднократно добавлять и менять расположение радиодеталей, менять компоновку, дорабатывать схему, так же решать вопросы, которые могут возникнуть при постройке лампового усилителя. Макет прост в изготовлении. Макетирование схемы можно выполнить навесным монтажом «на проводах» либо используя монтажные стойки. Фанерная основа для макета проста в механической обработке, хорошо сверлятся отверстия и податлива напильнику. Главное при распайке схемы сделать хорошую земляную (минусовую) шину.

Монтаж на макете отличается от финального монтажа на шасси. При сборке готового лампового усилителя не допустимы длинные провода и расположение незакрепленных элементов схемы на шасси.

Шасси и элементы корпуса лампового усилителя

Шасси обязательно должно быть железное, так же из этого материала изготавливают защитные кожухи на трансформаторы. Железо является ферромагнитным материалом, его использование убережет от различного рода наводок и избавит от возможности их появления.

Шасси можно самостоятельно выкроить из листового метала, например, из кровельного железа, использовать старый корпус от системного блока компьютера или подобрать подходящую по габаритам металлическую коробочку. Не стоит так же забывать о железных вентиляционных рукавах (коробах).

Защитные кожухи на трансформаторы изготавливаются по аналогии с шасси, либо используют уже готовые решения (различные металлические коробочки, стаканы-баночки из нержавейки). В защитных кожухах следует сделать вентиляционные отверстия для отвода теплого воздуха.

На этапе проектировании шасси следует задуматься о концепции общего вида готового изделия. Лакокрасочное покрытие должно быть нанесено на шасси до того как к нему будет что-то прикручено. Если будут использоваться различные декоративные накладки, то следует продумать заранее и сделать отверстия для их установки.

Для предотвращения выхода из строя, перегрева и ухода в насыщение силовой трансформатор выбираем с запасом по мощности. Электролитические конденсаторы в фильтре цепи анодного питания также берут с 20% запасом по напряжению. Для уменьшения влияния температуры и внешних атмосферных факторов выбираем советские резисторы с небольшим запасом по мощности. Входные-выходные сигнальные гнезда, корпуса конденсаторов должны быть изолированы от шасси. Шунтирующие конденсаторы выбираются предпочтительно пленочные.

Перед монтажом подберите радиодетали путем измерения мультиметром близко к номиналу, согласно схемы. Так же неплохо проверить силовой трансформатор. Часто трансформаторы для экономии медной проволоки изначально недоматывались на заводах, что приводило к большому току холостого хода первичной обмотки, а это в свою очередь сказывается на гуле трансформатора.

Для удобной работы при постройке лампового усилителя подойдут все слесарные инструменты. Диэлектрические рукоятки инструмента должны быть без повреждений изоляции. Многое, если почти не все, приходится дорабатывать напильником и надфилем.

Для того, чтобы просверлить отверстия в металлическом шасси используют ступенчатое сверло конусовидной формы. Так же для изготовления большого отверстия под ламповую панельку можно воспользоваться несколькими способами. Например, циркулем начертить окружность необходимого диаметра и по линии плотно сверлятся отверстия, затем надфилем стачиваются перемычки между отверстиями. Идеальным способом для сверления является использование сверлильного станка, но большинство лампостроителей обходятся обычной дрелью или шуруповертом.

Для пайки схемы используют мощный паяльник для лужения толстых проводов и проволоки, радиодетали паяются паяльником меньшей мощности, чтобы их не перегреть. Для снятия изоляции проводов и лаковой изоляции на проволоке подходит острый канцелярский нож или скальпель (при зачистки старайтесь не стачивать саму медную проволоку). Хороший пинцет здорово облегчит работу при монтаже и может быть использован как теплоотвод.

Штангенциркуль поможет с точным определением размеров деталей, а также поможет определить диаметры и отверстия для них. Для разметки отверстий используйте линейку и циркуль. Имея в своем радиолюбительском арсенале микрометра, Вы без труда сможете определить диаметр проволоки.

Расположение радиодеталей на шасси

Силовой трансформатор размещаем сверху шасси – это убережет выходные цепи от наводок, исходящих от трансформатора. Радиолампы, гнезда входа–выхода аудиосигнала делают подальше силового трансформатора. Гнезда, на которые будет подаваться-сниматься аудиосигнал, как и переменный резистор регулятора громкости, располагаем близко друг к другу, предпочтительно на передней панели ближе к выходным лампам.

Панельки радиолам лучше разместить на шасси так, чтобы усилитель не имел трехэтажный монтаж радиоэлементов. Умеренное свободное пространство в подвале усилителя позволит быстро внести в схему коррективы и облегчит доступность к радиоэлементам при ремонте.

Почти во всех ламповых конструкциях применяется навесной монтаж. При таком способе соединения использование проводов сводится к минимуму, все соединения радиодеталей осуществляются собственными выводами. На лепестках ламповых панелек распаивается часть схемы.

Заземление схемы на корпус шасси делают только в одной точке, точку выбирают экспериментально, подальше от силового трансформатора. Минусовая шина выполняется толстой медной проволокой и заземляется в той же общей точке заземления, что выбрали для заземления.

Перед тем как припаять провод, тщательно осматривайте на целостность его изоляции. Провода анодного питания (анодных цепей) и управляющих сеток не рекомендуется затягивать в жгуты, прокладывать параллельно либо близко друг к другу.

Провода по сечению токопроводящей жилы должны соответствовать потребляемой мощности тока накала и анода ламп. Например, если у вас лампа по паспортным данным потребляет ток накала 600мА, то и диаметр провода должны выбирать в соответствии с предельно допустимым значением тока. Для тока 600мА по таблице допустимых значений для проволоки диаметр провода будет иметь диаметр 0,56мм. Для нескольких ламп следует суммировать общий ток и соответственно подобрать подходящий провод необходимого сечения. Таким же способом определяют допустимую величину тока, которую сможет выдержать обмотка силового трансформатора либо дросселя.

Для устранения фона и дополнительных наводок накальные провода скручивают (два накальных провода по длине перекручивают между собой наподобие «косички»). Фон и наводки устраняются благодаря тому, что переменная составляющая токов наводок протекает по проводникам накала в противофазных направлениях и, соответственно, взаимно компенсируется.

Также для устранения фона накальную обмотку заземляют через искусственную среднюю точку с помощью двух резисторов одинакового номинала сопротивления. Резисторы порядка 100Ом-200Ом запаиваются совместно с накальными проводами на ламповую панельку. Одни концы вывода резисторов соединяются между собой, другие свободные выводы запаиваются к одному и ко второму лепестку накала ламповой панельки. Точку, в которой соединяются резисторы, заземляют на минусовую шину. Если трансформатор имеет у накальной обмотки средний вывод и напряжение на ней равное половине общего напряжения, то его заземляют без использования резисторов (та же средняя точка).

Накальные провода можно сделать параллельно от панельки к панельке, а не вести отдельными проводами к каждой. Для удобства распайки схемы накальные провода первыми припаивают к ламповым панелькам, а сами панельки поворачивают той стороной, которая обеспечит самый удобный монтаж радиоэлементов. Анодные провода от последнего электролита блока питания разветвляются «вилкой» к ламповым панелькам.

Несколько слов о наушниках

В схеме были использованы высокоомные венгерские наушники FDS-26-600 с сопротивлением катушки каждого динамика 600 Ом. Наушники с более низким сопротивлением не тестировались на данном усилителе, возможно, для достижения наилучшего звучания придется поставить выходной звуковой трансформатор (ТВЗ). Обычно ТВЗ перематывается под сопротивления нагрузки, в нашем случае нагрузкой являются наушники, чье сопротивление идеально подходит для данной схемы.

В сети интернет на одном из форумов посвященном ламповой тематике наткнулся на таблицу с данными эксперимента проводимым над схемой усилителя (пожалуйста, напишите в комментариях, чей был эксперимент и на каком форуме, чтобы можно было указать автора в статье). Как я понял, автор не использовал ТВЗ.

Настройка лампового усилителя

Настройка производится по наименьшему коэффициенту нелинейных искажений (КНИ). КНИ – это искажения вносимые ламповым усилителем в подаваемый на вход усилителя сигнал. Регулируя сопротивление катодных подстроечных резисторов, добиваемся наименьшего значения КНИ. Если лампы в схеме близки по параметрам, то вся настройка сводится к подстройке анодного напряжения на каждый триод лампы 6н6п.

Для визуализации того, что мы делаем, следует использовать спектроанализатор. Не имея лабораторного оборудования можно использовать возможности вашего персонального компьютера, установив на него программы, например «комплекс Шмелёва», «Visual Analyser» и др.

Подключив согласно ниже приведенной схемы ваш усилитель к звуковой карте, можно увидеть выходной сигнал. Переменным резистором на 50 кОм выставляем уровень подаваемого сигнала на звуковую карту с усилителя около 1В (измеряем переменное напряжение). Резистор 600 Ом соответствует сопротивлению катушки наушиков. Затем в усилителе катодным резистором изменяем анодное напряжение анода на половинках триода лампы 6н6п, добиваемся наименьшее значение КНИ на графиках спектроанализатора.

Об использовании спектроанализаторов и настройке с помощью них в данной статье рассматриваться не будет, так как это довольно объемный материал и требует отдельной темы с примерами. Подобную информацию можно найти в интернете.

С помощью программы «Visual Analyser», мне удалось настроить усилитель на 0,5% КНИ. Можно было добиться и меньшего процента КНИ, но так как я дальнейшее изменение бы не услышал, то не стал изменять схему своей самоделки.

Индикатор уровня сигнала на индикаторной радиолампе 6Е1П, 6Е3П

При желании можно дополнить усилитель индикатором уровня сигнала на лампе. Классическая схема подключения индикатора в нашем случае не подходит, так как не хватает уровня сигнала с выхода аудиоустройства , чтобы «раскачать» индикатор напрямую. Обычно в ламповых усилителях снимают сигнал с первичной обмотки выходного трансформатора, где уровень напряжения сигнала достаточен и подобной проблемы не возникает. Чтобы решить данную задачу, необходимо применить чувствительную схему (с дополнительным усилителем), у которой порог срабатывания индикации наступает с 0,3-0,5 вольт. Обратимся к журналу «Радио» за 1968 год, где приведена и описана схема индикатора уровня записи на лампе 6Е1П. Данную схему я и использовал в своей ламповой конструкции

Надеюсь, данная статья-заметка, Вам даст почву для размышления и поможет подготовиться к построению своего лампового усилителя для наушников. Во второй части статьи «Ламповый усилитель для наушников. Часть 2» Вы ознакомитесь с моим личным опытом построения лампового усилителя. Чтобы не пропустить следующую публикацию — становитесь подписчиком сайта в любой удобной для вас форме. Информацию и способы подписки можно найти в левой боковой колонке сайта.

Всегда помните о мерах предосторожности при работе с высоким напряжением. Перед каким либо действием или измерением подумайте наперед, что Вы будете делать, продумайте порядок действий и четко следуйте этому.

Советую, прежде чем браться за дело, ознакомиться с классическими книгами по ламповым конструкциям. Также хорошим теоретическим и практическим материалом является электронная книга, составленная с форума «Вторая жизнь старого радио» под названием «Записная книжка».

«Записная книжка» — это своего рода пособие по построению ламповых усилителей, составленная участниками форума. Составитель книжки по материалам форума Гонобоблев Сергей Николаевич. Автор темы «ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ делаем сами» Игнатенко Юрий Васильевич.

Если есть замечания или совет, либо пояснения по составленной мной статье – не стесняйтесь, высказывайте их в комментариях! Ведь это мой первый опыт, буду рад дополнительной информации по данной теме. Спасибо за внимание! Успехов!

Об Авторе: Максим Лапицкий

4 комментария

  1. Максим Лапицкий

Алексей, спасибо за Ваше мнение! Много схем в интернете, думаю, подберите себе что-то подходящее.

Я первый раз попробовал собрать ламповую конструкцию, до этого собирался с духом и читал информацию по данной теме.

В планах реализовать еще несколько задумок.

неплохая конструкция, Вас нашел в поисковике но схема не подошла. удивила ваша каллиграфия, с вашим почерком можно платы ручкой рисовать(у меня огромная проблема с этим) По схеме лампа А 1.2 соединение сетки с катодом очень странное, но я не профессионал , в любом случае спасибо за статью радиолюбителей осталось мало.

Лена, привет! Я тоже рад тебя видеть в числе постоянных посетителей сайта! Спасибо и я всерьез решил заняться реабилитацией сайта 🙂 Сейчас несколько статей необходимо опубликовать, а потом займусь освоением твоего рецепта коврика 😉

Привет, Максим! Я, конечно, ничегошеньки не понимаю в том, что ты тут понаписал, но зато очень рада твоему возвращению!

Материалы: http://unusualthings.ru/lampovyj-usilitel-dlya-naushnikov-svoimi-rukami-chast-1.html

+

Как известно, в кругах радиолюбителей макеты усилителей частенько так и остаются макетами. Быстренько собрать макет «на фанерке» легко, а вот построить красивый корпус часто недосуг! Сложно, дорого, лень…

За основу была взята схема SRPP-усилителя для наушников уважаемого Александра (TANk), опубликованная на портале. Не суть важно. Так можно собрать корпус для любой конструкции.

За основу берем алюминиевый уголок (я использовал уголок сечением 20×20 мм). Лучше, чтобы толщина его была миллиметра полтора минимум. И аккуратно нарезаем заготовки для будущего корпуса.

Аккуратно срезаем уголки под 45 градусов:

Начинаем потихоньку собирать конструкцию:

Вот такой каркас получается в итоге:

Замечу, что это пока промежуточная сборка, потом все винтовые соединения будут впотай.

Важно! Кроим с припуском в 1-2 мм.

Возьмите за общее правило все сквозные соединительные отверстия сверлить сразу в «пакете».

Это изображение другого корпуса, но суть ясна.

Вот тут правильный инструмент — большое преимущество. Я использую следующий комплект: точное дисковое стусло и очень качественная ножовка для торцовки Kataba Speed Saw 265. Запил начинается очень точно, полотно не «гуляет», угол выдерживается очень хорошо при неспешном пилении.

Помимо ножовки и стусла в наборе угольник и тестовое ножовочное полотно без зубьев для пристрелки.

Made In Japan. Хорошо видна хитрая разводка – зубья заточены вовнутрь.

Хотя, при определенном опыте можно управиться и обычными инструментами.

Совет! Нарезайте заготовки «адресно». Т.е. приложили рейку к фасаду корпуса, отметили точно линию реза, разрезали и прикрепили. Именно так. После приложили рейку, например, к левому «борту» корпуса, отметили линию реза, точно отрезали и прикрепили. Только так можно избежать или свести к минимуму появление щелей между рейками.

Небольшие щели после сборки можно легко закрыть замазкой по дереву.

Далее всё как обычно. Шлифовка, покраска, лакировка. Кожух для трансформатора удобно спаять из текстолита. В моем случае — это листовой металл. Раскрой по развертке.

Материалы: http://datagor.ru/amplifiers/tubes/2408-nebolshoy-master-klass-po-izgotovleniyu-usilitelya.html

+

SLV__

Latest posts by SLV__ (see all)

  • Самодельный аккумулятор для бесперебойника из “хлама” - 20 Апрель 2015
  • Самодельный ламповый усилитель - 21 Март 2015

Сегодня у нас полезная самоделка для ценителей хорошего звука: высококачественный ламповый усилитель сделанный своими руками

Решил я собрать двухтактный ламповый усилитель (уж очень руки чешутся) из, накопившихся у меня за долгое долгое время деталей : корпус, лампы ,панельки к ним , трансформаторы и прочее.

Надо сказать, что всё это добро мне досталось даром (безвозмездно тобишь ) и стоимость моего нового проекта будет 0.00 гривен ,а если что-то надо будет докупить по мелочи , куплю уже за рубли (так как начал я свой проект в Украине , а закончу уже в России).

Начну описание с корпуса.

Когда-то это был ,судя по всему, неплохой усилитель фирмы SANYO модель DCA 411.

Но послушать мне его не довелось так как достался он мне в жутком грязном и нерабочем виде, перекопан до нельзя и горелый сетевик на 110 В (японец, наверное) закоптил все внутренности. Вместо родных микросхем оконечного каскада какие-то сопли из советских транзисторов (это фото из интернета хорошего экземпляра). Короче, я всё это выпотрошил, и стал думать. Так вот , ничего лучшего чем запихать туда ламповик я не придумал (уж довольно много места там ).

Решение принято . Теперь надо определяться со схемой и деталями. У меня есть достаточное количество ламп 6п3с и 6н9с .

Ввиду того, что однотактник я уже собирал на 6п3с ,мне захотелось больше мощности и ,порывшись в просторах интернета, я выбрал эту схему двухтактного усилителя на 6п3с.

Схема самодельного лампового усилителя (УНЧ)

Схема взята с сайта heavil.ru

Надо сказать, что схема, наверное, не самая хорошая, но ввиду её относительной простоты и доступности деталей решил остановиться на ней. Выходной трансформатор (фигура важная в сюжете ).

В качестве выходных трансформаторов решено использовать «легендарный» ТС-180. Сразу камнями не кидайтесь (приберегите их до конца статьи 🙂 ) я и сам в глубоких сомнениях о таком решении , но учитывая моё стремление не тратить ни копейки на этот проект продолжу.

Выводы транса для моего случая я соединил вот так .

на соединение выводов 1 и 1′ подается анодное напряжение, 8 и 8′ на аноды ламп.

10 и 10′ на динамик. (это я не сам придумал, нашел в интернете). Чтобы развеять туман пессимизма я решил проверить частотную характеристику трансформатора на глаз. Для этого собрал такой стенд на скорую руку.

На фото генератор ГЗ-102 , усилитель BEAG APT-100 (100V-100W), Осциллограф С1-65, эквивалент нагрузки 4 Ом (100W), ну и сам трансформатор. Кстати, на сайте есть онлайн калькулятор расчитывающий резистор для подключения светодиода.

Ставлю 1000 гц размахом 80 (примерно) вольт и фиксирую напряжение на экране осциллографа (около 2 в). Далее увеличиваю частоту и жду когда напряжение на вторичке транса начнет падать. Тоже самое делаю в сторону уменьшения частоты.

Результат меня, надо сказать, порадовал АЧХ практически линейна в диапазоне от 30 гц до 16 кГц , ну я думал, что будет намного хуже. Кстати, усилитель BEAG APT-100 имеет повышающий трансформатор на выходе и его АЧХ , возможно, тоже не идеальна.

Теперь можно собирать все до кучи в корпус со спокойной совестью. Есть задумка сделать монтаж и компоновку внутри в лучших традициях, так называемого, моддинга (минимум проводов на виду) и еще не плохо было бы сделать подсветку светодиодами как в промышленных экземплярах.

Блок питания самодельного лампового усилителя.

Сборку начну с блока питания заодно опишу его. Сердцем блока питания (да и всего усилителя, наверное) будет тороидальный трансформатор ТСТ-143, который я в своё время (года 4 назад) выдрал с мясом из какого-то лампового генератора прямо в то время, как его уносили на свалку. Больше к сожалению ничего не успел L жалко такой генератор, а может он еще и рабочий был или починить можно было … Ладно что-то я отвлекся. Вот он силовик мой .

Конечно в интернете нашел схему на него.

Выпрямитель будет на диодном мосте с фильтром на дросселе для анодного питания. И 12 вольт для питания подсветки и схемы задержки анодного напряжения. Дроссель вот такой у меня.

Его индуктивность составила 5 генри (если верить прибору) , что вполне достаточно для хорошей фильтрации. А диодный мост нашелся вот такой.

Его название BR1010. (10 ампер 1000 вольт). Все начинаю выпиливать усилитель. Думаю – будет как-то так.

Размечаю и вырезаю отверстия в текстолите под панельки для лампочек.

Получается неплохо 🙂 пока мне всё нравится.

Дальше начинаю придумывать как же расположить на этом текстолите все детальки.

И так , и эдак . сверлим пилим 🙂

Началось что-то вырисовываться.

Нашел в старых запасах фторопластовый провод и сразу же все альтернативы и компромиссы по поводу провода для монтажа исчезли без следа 🙂 .

Такой вот получился монтаж. Всё как бы «кошерно» накалы перевиты, земля в одной ,практически, точке. Должно работать.

Пришло время городить питание. После проверки и прозвонки всех выходных обмоток транса припаял все необходимые провода к нему, и начал устанавливать согласно принятому плану.

Как известно, в нашем не легком радиолюбительском деле никуда без подручных материалов : так пригодился контейнер от киндер-сюрприза.

И крышка от нескафе и старый компакт диск

Далее устанавливаю выпрямитель и элементы фильтра питания.

Конденсаторы я повыдирал из плат телевизоров и мониторов. Все емкости не менее 400 вольт (знаю, что надо бы побольше, но не хочу покупать).

Мост шунтирую емкостями (какие были под рукой, наверное, поменяю потом)

Многовато получается, ну да ладно, под нагрузкой просядет 🙂

Выключатель питания использую штатный от усилителя (четкий и мягкий ).

С этим готово. Хорошо получилось 🙂

Подсветка для корпуса лампового усилителя.

Для реализации подсветки была куплена светодиодная лента .

И установлена следующим образом в корпус.

Теперь свечение усилителя будет видно и в дневное время. Для питания подсветки я сделаю отдельный выпрямитель со стабилизатором на какой-нибудь КРКЕН подобной микросхеме (что найду в хламе) , от которого планирую запитать схему задержки подачи анодного напряжения.

Реле задержки.

Порывшись в закромах родины, я нашел вот такую совершенно нетронутую штуку.

Это радио-конструктор реле времени для фотоувеличителя .

Собираем, проверяем, примеряем.

Время срабатывания выставил около 40 секунд , а переменный резистор заменил постоянным. Дело идет к завершению. Осталось все собрать вместе, поставить морду , индикаторы и регуляторы.

Регуляторы (переменники на входе)

Говорят, от них может сильно зависеть качество звука . Короче я поставил вот такие

Сдвоенные по 100 кОм . так как у меня их два ,то я решил запараллелить выводы получив тем самым 50 кОм и повышенную стойкость к хрипам 🙂

Индикаторы .

Индикаторы я задействовал штатные, со штатной подсветкой

Схема подключения была мною беспощадно выкушена с родной платы и также задействована.

Вот что в итоге у меня получилось.

При проверке мощности усилитель продемонстрировал напряжение на выходе 10 вольт неискаженной синусоиды частотой 1000гц на нагрузку 4 ома (25 ватт) одинаково по каналам , что порадовало 🙂

При прослушивании звук был кристально чистым без фона и пыли , что называется, но чересчур мониторным, что ли? красивым, но плоским.

Я наивно полагал, что он без тембров заиграет, но …

При использовании программного эквалайзера удалось получить очень красивое звучание, которое всем понравилось. Спасибо всем большое .

Автор статьи “самодельный ламповый усилитель своими руками” Вячеслав Ткаченко .

Возможно Вас заинтересуют следующие материалы:

42 комментария на «Самодельный ламповый усилитель»

Серьезная проведена работа! Все выглядит аккуратно и эстетично! Мощный ламповый звук к сожалению как “выглядит” не знаю, работал только с микросхемами и транзисторными УНЧ..

Даже сам труд достоин уважения. И умение аналитически оценивать задачи и возможности каждого имеющегося в наличии предмета. Но результат интересен не только умением и дешевизной. Ламповые усилители качественнее передают аналоговый звук.

Согласен с предыдущим комментарием. Да уж работа серьезная и кропотливая. В ламповом усилителе хорошо бы запастись лампами, а то они от древности своей быстро садятся. Интересно,как долго такой усилитель может работать в непрерывном режиме?

Лампы 6п3с по справочнику работают 500 часов без ухудшения параметров. По схеме в этом усилке должны стоять 6п3с-е , у которых 2500 часов . Но я других не нашел, к сожалению.

сколько труда,энергии,умения вложено .достойно уважения,восхищения и подражания-если кто сумеет.

Я и не знал, что у ламп такой маленький ресурс…

На практике эти лампы работают годами, даже забываешь , что там они стоят.

Хоть все объяснено вроде бы доступно, но для не электрика все же довольно все сложно. Автору, конечно, уважуха, но где коммерчески это можно применить? Как получить денежную выгоду от этой вещи?

Я сам не электрик . По сути ламповик собрать проще ,чем транзисторный усилок. Ну, а выгода здесь нематериальна и находится на метафизическом уровне )))

Хорошая работа!.Долго работал на “почтовых ящиках”.И сколько же выкидывалось на свалку и взять нельзя было!Одно время в перестройку на Старообряческой улице в Москве продавались Эти “отходы” за большие деньги.

Серьезная работа . Требует серьезных знаний и подготовки. Вопрос – имеет ли смысл возиться с лампами и сегодняшний мир микросхем и чипов?

Поверьте , знаний особых тут не требуется. С лампами проще чем даже с микросхемами. К вопросу о смысле , то он конечно есть , да и микросхемами я вожусь тоже ))))))

Надо обратить внимание, что работа с лампами, в отличии от микросхем- это работа с большим напряжением, так что начинающим надо быть внимательным и соблюдать технику безопасности.

Нашли такой усилитель, только уже из пневматики весь расстреляли, уже похоже не починить. Кстати в них еще вроде как детали из серебра и золота должны быть, может лучше все это выковырять, чем пытаться его модифицировать?

Лампы 6п3с одни из самых ходовых. До сих пор найти можно. Более качественные аналоги до недавних пор выпускали венгры. Что касается изделия – у ламповых усилителей, при более качественном воспроизведении звука, был главный недостаток, имеющийся и здесь. Это переменные резисторы. Устранение неизбежных шумов решалось заменой на дискретные, с набором резисторов. Вполне можно и здесь заменить.

Здесь проблема с резисторами на входе решена путем установки довольно-таки качественных резисторов ALPS производства Япония + к этому они Сдвоенные по 100 кОм . так как у меня их два ,то я решил запараллелить выводы получив тем самым 50 кОм и повышенную стойкость к хрипам. Надо сказать ,что проблема с резисторами далеко не главная и не единственная )))

Максимальное напряжение накала это 12 вольт. Поэтому никаких высоких напряжений у усилительных ламп нет.

А про качество звучания есть даже определение “ламповый звук”. Японцы до недавних пор выпускали ламповые усилители по цене 10-20 тысяч долларов.

Помимо сетевого напряжения питания 220 вольт в и накального , в ламповом усилителе присутствует высокое анодное напряжение (здесь 370 вольт см.схему) , которое очень неслабо дерётся )))

Возможно, у меня лампы ассоциируются со старыми телевизорами 🙂

SLV а Вы КНИ усилителя не замеряли?

Замерял (вчера как раз) если верить старенькому с6-5 (ИНИ) , то при номинальной мощности он составляет 2,5 % , что вполне допустимо для ламповика .

Я всегда считал что у ламповых, как у прославленных эталонов звука, КНИ на номинальной мощности после двух нолей начинаются 0,01.. однако..

SLV не доводилось собирать усилок на tda7294 как они по звуку соотносятся?

Конечно я собирал усилок на легендарных 7294. эти мик.росхемы звучат очень хорошо, но сравнивать их с лампами не корректно как по мощности , так и по характеру звука. Что лучше решает слушатель, но на вкус и цвет товарищей нет…

6птройки желательно подальше от электролитов и от трансов надо размещать,у лампы большое тепловыделение.

Мне ламповый звук доводилось слышать только из старенькой радиолы, под треск дров в печке..

Шикарная работа!и тут дело не в деньгах,Антон,тот кто слушал лампочки поймет…кстати КНИ ламповиков и транзюков разные вещи,КНИ ламп не давит на ухо:-)

Всем привет! Прочитал статью с удовольствием и порадовался за автора – он проделал большой труд. Самому тоже хочется что-то сделать, но не хватает и запала, и времени. Надеюсь однажды собраться. 🙂

Будем надеяться, что Вы поделитесь с нашими читателями своими наработками!

А как получяется анодное напрежение 375в ? Спасибо

Ой МААЛАДЕЦ! Читается как художественная литература. Пожалуй Сворень чуть отстаёт (Пардон, не в обиду тов. Свореню, написавшему книжки и про лампы, и про транзисторы). Здесь всё ёмко, конкретно и наглядно. Да, выше вопрос об анодном напряжении – это блок питания сетевой трансформатор повышающий + выпрямитель. Раньше мы все радиолюбители знали это.

конденсаторы БМТ на ток утечки надеюсь проверили ? мне не один аппарат приносили сгоревший именно из за них ,пробой межаскада…

Повторил,звучит замечательно,без входного сигнала небольшой фон ,так и должно быть ?

все отлично и очень знакомо.

я тоже много собирал ламповиков еще лет тридцать назад для гитар. и тогда заметил , что ламповый звук это совсем другое чем хрипящий транзистор!

готовлюсь к штурму по сборке ламповика и этот опыт очень кстати полезен!

Душевная статья !!очень много работы ! очень доступно да же для не понимающего ничего электронике.

Господа! Почитайте Игнатенко Юрия Васильевича “Ламповый усилитель своими руками” или С.Гонобоблева “Записная книжка-5” по тому же Игнатенко Ю.В. Очень прояснится в головах от Аудиофильских бредней и наверно перестанете элементарные глупости схемотехники и конструирования заменять художественной резьбой по дереву.

всё хорошо но электролиты нельзя размещать так близко к лампам иначе первый быстро высохнут это не правильно!

и еще не мишало-бы сделать отрицательное смещение по упровляющим сеткам! лампам легче будет работать

я сам хочу собрать похожий усилок только по две 6п3с в пличё

Скажите пожалуйста, переменное анодное

не вопрос молодец автор . но скажите нафига фирменный аппарат было дербанить

Когда-то это был ,судя по всему, неплохой усилитель фирмы SANYO модель DCA 411.

Но послушать мне его не довелось так как достался он мне в жутком грязном и нерабочем виде, перекопан до нельзя и горелый сетевик на 110 В (японец, наверное) закоптил все внутренности. Вместо родных микросхем оконечного каскада какие-то сопли из советских транзисторов (это фото из интернета хорошего экземпляра). Короче, я всё это выпотрошил, и стал думать. Так вот , ничего лучшего чем запихать туда ламповик я не придумал (уж довольно много места там ).

Слова автора статьи.

Схему подобного фазоинвертора я отверг еще в 5 классе. Советую ее применять когда задача скачать по больше а на качество наплевать. Фазоинвертор катод анод дает идеальную симметрию а когда нужно больше усиления можно применить диферинциальный каскад.

Напишите пожалуйста ваше мнение о статье. Комментарий - лучший стимул развития сайта! Cancel reply

Рейтинг топ авторов

  • ВячеславПановПубликаций:70

Последние записи

Уважаемые читатели!

В ближайшее время планируется изменение дизайна сайта.

Материалы: http://samodelka.info/samodelki-dlya-doma/samodelnyiy-lampovyiy-usilitel.html