+

В период электрификации промышленных и сельских районов страны, который закончился в 70-х годах прошлого столетия, в России создана разветвленная сеть воздушных линий электропередачи (ВЛ). Протяженность ВЛ в распределительных сетях на напряжение 0,38 и 10-35 кВ по данным Федеральной Сетевой Компании Единой Энергетической Системы России (ФСК ЕЭС) составляет более 2 млн км.

Значительная часть этих ВЛ эксплуатируется фактически за пределами нормативного срока службы. Учитывая создавшуюся ситуацию и принимая во внимание, что «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ, седьмое издание) ориентируют на применение изолированных и защищенных проводов при сооружении новых ВЛ, в России сложились благоприятные условия для внедрения новых технологий при строительстве ВЛ.

Применение самонесущих изолированных (СИП) и защищенных (ПЗВ) проводов при сооружении воздушных изолированных линий (ВЛИ) и воздушных защищенных линий (ВЗ) позволяет в значительной мере повысить надежность и экономичность электроснабжения потребителей и сократить эксплуатационные расходы.

По сравнению с традиционными ВЛ с неизолированными проводами ВЛИ имеет ряд преимуществ.

Основные преимущества ВЛИ с применением СИП

Высокая монтажная готовность с учетом применения комплекта арматуры и монтажного инструмента.

Увеличение расстояния между опорами.

Необходимо заметить, что без качественной арматуры, грамотного проекта, использования качественных проводов и правильно выполненного монтажа невозможно добиться надежной и безопасной работы ВЛИ в электрических сетях. В связи с этим возникла необходимость в подготовке нормативной документации и подборе качественного, высоконадежного оборудования для строительства и эксплуатации ВЛИ.

В 2005 году ОАО «РОСЭП» разработало проект «Одноцепные, двухцепные и переходные железобетонные опоры ВЛИ 0,38 кВ с СИП-2А» ОАО «ИРКУТСККАБЕЛЬ» и линейной арматурой ООО «НИЛЕД», шифр 25.0017. В новом проекте разработаны одноцепные, двухцепные и переходные опоры ВЛИ 0,38 кВ, подвеска светильника на опоры ВЛ, установка переносного заземления на концевой опоре, установка ограничителя мощности на ответвлении от ВЛ к вводам, прокладка проводов СИП по стенам зданий, вводы в здания, железобетонные и стальные элементы, приведены эскизы и характеристики используемой арматуры фирмы «НИЛЕД», представлены расчетные пролеты и монтажные стрелы провеса проводов СИП-2А, рассчитанные с учетом требований ПУЭ 7-го издания. На сегодняшний день ведется работа по созданию типового проекта для строительства ВЛИ на напряжение 10-35 кВ.


С 1 июля 2006 года вводится в действие ГОСТ Р 52373-2005 «Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи. Общие технические условия».

Стандарт распространяется на самонесущие изолированные провода для воздушных линий электропередачи на номинальное напряжение до 0,6/1 кВ включительно и самонесущие защищенные провода для воздушных линий электропередачи на номинальное напряжение 20 кВ (для сетей на напряжение 10, 15 и 20 кВ) и 35 кВ (для сетей на напряжение 35 кВ) номинальной частотой 50 Гц (далее — провода).

Стандарт устанавливает основные требования к конструкциям и техническим характеристикам проводов, их эксплуатационные свойства и методы испытаний. Климатическое исполнение проводов — В, категории размещения — 1, 2 и 3 по ГОСТ 15150. В стандарте приводится классификация, основные параметры и размеры проводов, а также излагаются правила приемки, методы контроля, транспортирование и хранение, указания по эксплуатации и гарантии изготовителя.

Особенности монтажа самонесущих изолированных и защищенных проводов

При строительстве ВЛИ необходимо соблюдать следующие основные требования:

  • тщательно подготовить трассу ВЛ, выполнить расчистку просеки, удалив деревья или крупные ветви, мешающие установке опор, раскатке и регулировке проводов;
  • при сооружении ВЛ взамен пришедшей в негодность по той же трассе конструкции старой линии должны быть демонтированы до начала установки новых опор;
  • принять меры для исключения повреждения изолирующего покрытия проводов при их раскатке и регулировке, исключить касание земли, бетонных и металлических конструкций, крупных ветвей деревьев;
  • раскатку проводов производить под тяжением;
  • монтаж проводов рекомендуется поручать специально обученным бригадам строительно-монтажных или эксплуатационных организаций;
  • монтаж проводов и арматуры производить при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20°С;
  • строго соблюдать монтажные усилия и стрелы провеса при регулировке проводов, не допускать перетяжку проводов;
  • приемку осуществлять в процессе монтажа линии, а не когда линия уже построена.

Характерные ошибки, допускаемые при монтаже СИП

В некоторых случаях при монтаже линий с изолированными проводами имеют место недостатки и нарушения, на которые следует обратить особое внимание. Некоторые строители выполняют работы с СИП так же, как на ВЛ с неизолированными проводами, не уделяется особого внимания важности сохранения целости изоляции проводов, обязательности использования инструмента и приспособлений, специально предназначенных для монтажа и ремонта СИП. Например, СИП раскатываются не по специальным роликам, а по земле.

Встречаются случаи повторного монтажа ответвительных зажимов, электрический контакт в которых обеспечивается прокалыванием изоляции проводников. Демонтаж зажимов возможен, но повторное их применение не допускается. Вторичный монтаж зажимов может привести к прекращению электроснабжения потребителей из-за высокого переходного электрического сопротивления контакта в от ветвительных зажимах между проводами магистрали и ответвления к вводу. Если необходимо, то вторичный монтаж возможен на ответвлении с помощью зажимов типа Р71,Р72, P151. Эти зажимы обеспечивают надежный электрический контакт при прокалывании изоляции провода магистрали и удалении изоляции с ответвительного провода.

Для монтажа СИП 2А применяются анкерные зажимы, которые требуют снятия изоляции с несущей нулевой жилы, в последствии это приводит к коррозии ВЛИ. Часто допускается монтаж анкерных зажимов DN123 с нескрученными проводами ввода. У соединительных зажимов типа MJPT не спрессовываются стальные кольца, которые предназначены для обеспечения герметичности контакта. При ответвлении СИП от неизолированных проводов следует стальной щеткой удалить с неизолированного провода окись алюминия и нанести смазку на неизолированный участок провода в месте установки зажима для предотвращения повторного образования окисной пленки.

Для уличного освещения используют два зажима Р6 вместо трех, вставляя два провода по 1,5 мм 2 со стороны ответвления. Герметичность контактного соединения в этом случае не может быть обеспечена.

Зачастую используются монтажные приспособления, не предназначенные для работы с СИП, в первую очередь, металлические раскаточные ролики без специального полимерного покрытия, монтажные зажимы для неизолированных проводов. Очень часто при раскатке СИП в длинных анкерных пролетах не используется вертлюг. Регулировка тяжения и стрел провеса выполняется, зачастую, без динамометра. Вместо специально разработанного для ВЛИ комплекта переносного заземления M6D и MAT, применяют переносные заземления для неизолированных проводов, а это является нарушением технологии эксплуатации ВЛИ выполненных СИП.

В настоящее время на российском рынке присутствует большой ассортимент арматуры и инструмента для монтажа ВЛИ 0,38-35 кВ различных производителей. Учитывая многолетний опыт комплектации объектов энергетики и электрификации, Компания «БЭСТЭР» рекомендует использовать арматуру и инструмент производства ООО «НИЛЕД» и ЗАО ПКО «АСТОН-ЭНЕРГО». Продукция этих производителей отвечает самым высоким современным требованиям и позволяет получить существенную экономию при комплектации и строительстве ВЛИ.

Технические особенности арматуры фирмы «НИЛЕД»

1. Универсальность

Линейная арматура фирмы «НИЛЕД» (прокалывающие зажимы, соединительные зажимы, наконечники и другие приспособления) подходит под все конструкции СИП. Ответвительные прокалывающие зажимы перекрывают в магистрали весь диапазон магистральных СИП от 16 до 150 мм 2 (Р 6 — магистраль: 16-150, ответвление: 1,5-6; P 645 -магистраль: 16-150, ответвление: 6-25; Р 95 — магистраль: 16-150, ответвление: 16-95).

2. Надежность. Ответвительные герметичные зажимы

Испытания на прочность изоляции зажимов осуществляется в баке с водой в течение 1 минуты действующим значением напряжения 6 кВ. Зажимы рассчитаны на монтаж и эксплуатацию при низких температурах (монтаж до -20°C, эксплуатация до -50°C). Коррозионная стойкость металлических деталей испытывается в камере соляного тумана и камере влажного газа SO2. Контактные пластины зажимов «НИЛЕД» имеют пирамидальную форму, что обеспечивает устойчивый электрический контакт и исключает попадания воды в провод. Монтаж ответвительных зажимов фирмы «НИЛЕД» не влияет на уменьшение механической прочности фазного и нулевого провода. Усовершенствованная герметичная прокладка позволяет отказаться от применения смазки на контактных поверхностях. Все герметичные зажимы имеют срывную головку 13 мм (допускается применение любого гаечного или накидного ключа 13 мм). Болт со срывной головкой не имеет контакта с токоведущим проводником, поэтому возможен монтаж под напряжением. Срок службы зажимов данного класса, не менее 40 лет.

3. Удобство монтажа

Арматуру «НИЛЕД» удобно монтировать не только с вышки, но и с опоры, так как зажимы находятся в открытом положении, это облегчает его соединение с проводом. При монтаже зажимов «НИЛЕД» не требуется применять держатели зажимов и динамометрический ключ, а также срезать с корпуса зажима пластмассу, чтобы поместить в зажим магистральный и ответвительный провод. Зажимы легко удерживаются в руке, что позволяет сорвать срывную головку обеспечив надежный электрический контакт и не повредив провод.

4. Сохранение магистральной линии

Одно из главнейших задач при проектировании и строительстве ВЛИ является сохранение магистральной линии, т.е. всех ее составляющих. Поэтому линейная арматура разработана таким образом, чтобы при механических нагрузках, превышающих прочность опоры или СИП, разрушались отдельные элементы ограниченной прочности в линейной арматуре.

Например: поддерживающий зажим PS 1500 LM+E, — при нагрузке свыше 1500 кг. разрушается подвижное звено LM+E.

При выборе конструкции СИП 2 или СИП 2А и арматуры, выполненной с элементами ограниченной прочности, исключается обрыв несущего нулевого провода выполненного из сплава, в случае падения опоры или падения дерева на линию.

Службе эксплуатации нужно будет заменить отдельные элементы в линейной арматуре и поднять провод СИП 2 или СИП 2А с земли на опору, что с экономической точки зрения дешевле, чем восстанавливать упавшую опору или порванный провод.

Таким образом, основными условиями обеспечения высоких эксплуатационных качеств ВЛИ являются:

  • рабочий проект, выполненный с глубокой вариантной проработкой на основе инженерных изысканий;
  • использование при строительстве сертификационных опор, СИП, линейной арматуры и других конструкций и материалов заводского изготовления;
  • выполнение строительно-монтажных работ в строгом соответствии с проектными решениями, с безусловным соблюдением технологии строительства ВЛИ.

В этом случае линия обеспечивает высокие эксплуатационные показатели в течение всего срока службы и требует минимальных затрат на ремонтно-эсплуатационное обслуживание.

Материалы: http://market.elec.ru/nomer/3/sip-35kv/

+

Создание в стране разветвленной сети воздушных линий передачи электроэнергии общей протяженностью выше 2 млн. км привело к необходимости повсеместного создания новых технологий по применению самонесущих изолированных проводов (СИП). На фото ниже изображено, как электромонтажники монтируют воздушную изолированную линию (ВЛИ).

Монтаж ВЛИ с применением самонесущего изолированного провода (СИП)

Преимущества и недостатки

ВЛИ с применением СИП обладают следующими преимуществами:

  1. Повышенная электробезопасность и эксплуатационная надежность.
  2. Уменьшение эксплуатационных затрат и трудоемкости монтажа линий.
  3. Небольшая цена, позволяющая использовать СИП вместо кабеля.
  4. В некоторых случаях возможна прокладка своими руками.
  5. Снижение потерь электроэнергии и падения напряжения.
  6. Поверхность провода незначительно или совсем не обрастает льдом.
  7. Простота подключения проводов под напряжением.

Недостатком является цена, которая выше на 20 %, чем неизолированных проводов. Кроме того, не все отечественные энергосистемы еще готовы сразу перейти на ВЛИ из-за недостатка средств, инструмента, подготовленного персонала и большого износа оборудования.

На установку СИП ориентируют правила устройства электроустановок (7-е издание ПУЭ). Большая часть новых линий создается по новым технологиям (ГОСТ Р 52373-2005).

Устройство СИП и вспомогательной арматуры

СИП состоит из скрученных токопроводящих жил из алюминия, покрытых изоляцией из сшитого полиэтилена. Основные типы изделий изображены на рисунке. Для крепления провода применяется несущая нулевая жила, которая может быть неизолированной (СИП-1) или изолированной (СИП-2). Она изготовлена из алюминиевого сплава и может содержать стальной сердечник для повышения прочности.

Типы самонесущих изолированных проводов

Для высоковольтных линий применяется изолированный провод из одной жилы (СИП-3). Для ответвлений от магистралей используются двух,- или четырехжильные провода без несущей жилы (СИП-4).

Для монтажа СИП применяется следующая арматура:

  1. Анкерный кронштейн (рис. а ниже).
  2. Анкерные клиновые зажимы для крепления несущей нейтрали на опорах (б).
  3. Поддерживающие зажимы для провода на промежуточных и угловых опорах (в).
  4. Ответвительные зажимы для подключения к проводам путем прокалывания изоляции (г).

Арматура, применяемая для монтажа СИП

Монтаж магистральной ВЛИ

Расчищается трасса под новую линию, чтобы можно было свободно установить опоры, раскатать и отрегулировать провода. Их особенностью является наличие полиэтиленовой изоляции, чрезвычайно чувствительной к контактам с землей и конструкциями.

Крепежные кронштейны устанавливаются на опоры с помощью стальной ленты, когда они еще лежат на земле. Опоры устанавливают на заданных расстояниях и с соблюдением ориентации.

Важной операцией монтажа, позволяющей сохранить качество провода, является его раскатка, состоящая из следующих этапов:

  1. Установка раскаточной тележки с барабаном (рис. ниже, поз. 1) около опоры с одной стороны участка и механической лебедкой (поз. 6) – с другой.
  2. Крепление раскаточных роликов (поз. 3) на опорах, начиная от лебедки. По мере установки каждого ролика, через него заправляется трос (поз. 5), разматываемый с барабана лебедки. После того, как трос будет подтянут к барабану с СИП, его крепят к концу провода через монтажный чулок с вертлюгом, служащим для того, чтобы предотвратить разматывание пучка проводов при протяжке.
  3. Пучок СИП протягивается лебедкой через все опоры, после чего его крепят к анкерному зажиму (поз. 1). При этом провода следует натянуть с помощью лебедки. Затем их дополнительно натягивают с противоположной стороны ручным устройством (поз. 3) с контролем динамометром силы натяжения.
  4. В начале участка производится крепление нулевой жилы к анкерному зажиму на кронштейне (поз. 4).
  5. Провод перекладывается на поддерживающие зажимы с раскаточных роликов.
  6. Несущая нулевая жила отсоединяется клиньями от фазных и крепится фиксатором в поддерживающем зажиме. С его обеих сторон жгут СИП стягивается кабельными ремешками для его большей прочности. После можно снять ролик с опоры.

Схема монтажа СИП

Монтаж ответвления от магистрали

Прокладка ответвления от магистрали производится по воздуху или с помощью подземного кабеля.

Для создания воздушных ответвлений к потребителям применяется СИП-4, у которого нет несущей нулевой жилы. Монтаж и подключение к внутренней сети можно сделать своими руками.

На магистральной опоре самонесущий провод крепится к зажиму с анкерным креплением (рис. ниже поз. 2). Для другого конца применяется зажим с настенным или анкерным кронштейном (поз. 3). При больших расстояниях от магистрали провод подвешивается на промежуточных опорах (поз. 4). Для него используются поддерживающие зажимы. Здесь целесообразно выбрать СИП с несущей нейтралью.

Провод прокладывается к месту подключения, отрезается секторными ножницами и каждый проводник заделывается оголенным концом в наконечник, который закрепляется на клеммнике распределительного шкафа гайкой с шайбой.

Можно также соединить СИП с жилами «домашнего» кабеля ВВГ прокалывающими зажимами.

Подключение ответвительной линии к ЛЭП производится прокалывающими зажимами.

Схема монтажа ответвления к потребителю

Видео про ошибки

Какие ошибки можно допустить при монтаже СИП, рассказывает видео ниже.

Технические характеристики СИП рассчитаны для его использования на открытом воздухе. Прокладка провода своими руками проста. При этом должна быть правильно выбрана арматура, точно выполнена инструкция всех этапов монтажа и соблюдены правила электробезопасности. Если работа выполняется впервые, лучше обратиться за помощью к специалистам.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Материалы: http://elquanta.ru/elektroprovodka/montazh-sip-trebovaniya.html

+

2.1. Подготовительные работы

До начала работ по сооружению воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны быть выполнены следующие работы:

получены разрешения на ведение работ по трассе ВЛ, включая территории лесных массивов и сельскохозяйственных угодий;

подготовлены временные помещения для размещения монтажных бригад и прорабских участков;

организованы временные базы для складирования материалов; проверены состояние дорог, мостов и подъездных путей к трассе

ВЛ, при необходимости сооружены временные подъездные дороги; расчищена полоса земли вдоль трассы, а в лесной местности

устроены просеки; осуществлен предусмотренный проектом снос строений,

находящихся на трассе ВЛ или вблизи нее и препятствующих производству работ;

выполнен производственный пикетаж – установка вдоль трассы ВЛ пикетов, отмечающих будущие места установки опор.

После устройства временных баз для хранения материалов выполняется транспортировка этих материалов в район прохождения трассы ВЛ.

Перевозка опор на трассу ВЛ осуществляется специальными стволовозами. Барабаны с проводом перевозят в вертикальном положении, закрепляя их в кузове автотранспорта растяжками из стальной проволоки. Фарфоровые и стеклянные подвесные изоляторы, предварительно проверенные и собранные в гирлянды требуемой длины и транспортируются на трассу ВЛ в специальных деревянных контейнерах, предохраняющих изоляторы от механических повреждений.

Разгрузка опор и барабанов с проводом должна выполняться, как правило, подъемными кранами.

Поставка строительной техники на трассу ВЛ осуществляется своим ходом или на специальных автомобильных платформах.

2.2. Сборка и установка опор

Сборка опор . Стойки деревянных опор (рис. 2.1) соединяются в нахлест с железобетонными приставками (пасынками). Соединения приставок с деревянной стойкой выполняются с помощью бандажей из стальной проволоки или стальных хомутов. Для бандажей применяется мягкая оцинкованная проволока диаметром 4 мм или неоцинкованная проволока диаметром 5…6 мм. Число витков бандажа принимается равным:

12 – при диаметре проволоки 4 мм;

10 – при диаметре проволоки 5 мм;

8 – при диаметре проволоки 6 мм.

Деревянные опоры для ВЛ напряжением 35 кВ и выше поставляются отдельными элементами (стойки, траверса, раскосы), сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений.

В стойках деревянных опор ВЛ напряжением до 10 кВ высверливаются отверстия для вкручивания стальных крючьев, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков армируются штыревые изоляторы. На траверсах деревянных П-образных опор ВЛ напряжением 35 кВ и выше в просверленные отверстия устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд изоляторов. При необходимости по стойке деревянной опоры прокладывается заземляющий спуск из стальной проволоки.

На железобетонных опорах ВЛ с помощью специальных хомутов монтируются стальные траверсы. Для ВЛ напряжением до 10 кВ эти траверсы имеют штыри, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков армируются штыревые изоляторы. Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше на концы траверс устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд подвесных изоляторов.

Металлические опоры поставляются отдельными элементами, сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений. После завершения сборки металлических опор производится восстановление их антикоррозийного покрытия в местах его повреждения при транспортировке и сборке.

Сборка опор выполняется по возможности ближе к месту ее будущей установки. При сборке применяются автокраны, домкраты и другие механизмы и инструменты. Собранные опоры должны соответствовать рабочим чертежам проекта ВЛ.

Фундаменты опор . Металлические опоры устанавливаются на железобетонные фундаменты (подножники) или сваи. Котлованы под фундаменты металлических опор разрабатываются экскаваторами. Заглубление железобетонных свай в грунт выполняется виброударным

способом. Глубина заложения фундаментов или свай должна соответствовать проекту ВЛ.

Рис. 2.1. Деревянные (а), железобетонная (б) и стальная (в) опоры ВЛ:

1 – стойка опоры; 2 – железобетонная приставка (пасынок); 3 – бандаж из стальной проволоки или стальной хомут; 4 – крючья для армировки изоляторов; 5 – раскосы для жесткости; 6 - траверсы; 7 - сцепная арматура для крепления гирлянды изоляторов; 8 – железобетонные фундамены.

Одновременно с устройством фундаментов выполняется монтаж заземляющих устройств – устанавливаются искусственные вертикальные и горизонтальные заземлители. В качестве естественных заземлителей используются непосредственно железобетонные фундаменты опор.

Верхние части железобетонных фундаментов нивелируются по горизонтали и на них устанавливается жесткий шаблон, соответствующий размерам нижней части металлической опоры. После этого котлованы засыпаются с послойной трамбовкой грунта. Шаблон снимается после засыпки котлованов.

Железобетонные и деревянные опоры устанавливаются без фундаментов. Котлованы для деревянных и железобетонных опор разрабатываются специальными буровыми машинами. Диаметр котлована должен превышать нижний диаметр (размер) стойки опоры на 5…10 см. Глубина котлованов должна соответствовать проекту ВЛ.

Установка опор . Методы установки опор зависят от их конструкций, фундаментов, а также наличия тех или иных подъемных средств и механизмов. Большинство опор устанавливаются с помощью

подъемного крана соответствующей грузоподъемности. Вылет и рабочий ход стрелы подъема крана должны обеспечивать полный подъем опоры, перемещение ее к месту установки и удержание в вертикальном положении до закрепления опоры на фундаменте или в грунте.

При установке опоры выверяется ее вертикальное положение. Для металлических опор используются металлические прокладки, устанавливаемые между пятой опоры и верхней плоскостью железобетонного фундамента. Вертикальность деревянных и железобетонных опор достигается с помощью временных оттяжек и упоров до окончательного закрепления опоры в грунте. Котлованы под деревянные и железобетонные опоры после выверки их вертикального положения засыпаются гравийно-песчаной смесью с послойным трамбованием.

2.3. Монтаж проводов и грозозащитных тросов

Монтаж проводов (тросов) выполняется отдельно на каждом участке ВЛ, ограниченном двумя ближайшими анкерными опорами (анкерном пролете), и состоит из следующих основных операций:

раскатки проводов, включая их соединения и подъем на опоры; натяжения проводов с регулировкой стрелы провеса; крепления проводов к изоляторам опор.

Перед раскаткой проводов к опорам подвешиваются специальные монтажные ролики (2.2,а), на которые вывешивается провод в процессе раскатки, и по которым выполняется последующее натяжение провода.

Раскатка проводов проводится с помощью тягового механизма (трактора) и может осуществляться двумя способами:

установкой барабана с проводом на стационарном устройстве (козлах или винтовых домкратах) в начале монтируемого участка и закреплением конца провода у движущегося вдоль трассы трактора

закреплением конца провода в начале монтируемого участка и установкой барабана с проводом на движущемся вдоль трассы тракторе.

Второй способ раскатки обеспечивает лучшую сохранность провода от механических повреждений при трении о грунте, однако применение этого способа ограничено. В частности, невозможно раскатать и вывесить средний провод у деревянных П-образных опор с раскосами.

Рис. 2.2. Монтажный ролик (а) и фрагмент раскатки провода (б);

а): 1 - диск; 2 – откидная щека для укладки провода; 3 – подвеска для крепления; б): 1 – анкерная опора; 2, 3 – промежуточные опоры; 4 – барабан с проводом; 5 – провод; 6 – тяговый механизм (трактор); 7 – монтажный ролик.

Указанная технология раскатки применяется для голых (неизолированных) алюминиевых и сталеалюминиевых проводов.

В настоящее время для линий электропередачи напряжением до 20 кВ широко применяются изолированные провода. На напряжение до 1 кВ используются самонесущие изолированные провода (СИП), представляющие собой скрученные в жгут изолированные проводники. Воспринимающий осевую нагрузку (несущий) нулевой проводник может выполняться без изоляции или с изоляцией. В некоторых конструкциях СИП все проводники выполняются несущими. Линии с СИП обозначаются ВЛИ.

На напряжение выше 1 кВ применяются защищенные изоляцией провода (ЗИП) в одножильном исполнении. Линии с такими проводами обозначаются ВЛЗ.

Изолированные провода по сравнению с неизолированными имеют ряд преимуществ, среди которых можно выделить большую надежность и меньшие эксплуатационные расходы.

Главной особенностью раскатки изолированных проводов является соблюдение особой осторожности при монтаже, не допускающей повреждения изолирующего покрытия.

На рис. 2.3 приведена схема раскатки изолированного провода в анкерном пролете. У одной анкерной опоры на раскаточное устройство устанавливается барабан с изолированным проводом. Это раскаточное устройство должно быть оснащено тормозом. У другой анкерной опоры закрепляется раскаточный механизм с электромеханической лебедкой и тросом-лидером соответствующей длины.

Раскатка изолированного провода выполняется в два этапа. На первом этапе осуществляется раскатка троса-лидера от раскаточного

механизма по направлению к барабану с проводом. Лебедка раскаточного механизма включена на размотку троса-лидера. Раскатка выполняется любым тяговым механизмом. Одновременно с раскаткой троса выполняется его подъем на опоры и укладка в раскаточные ролики, диск которых выполнен из пластмассы или металла с пластиковым покрытием.

После раскатки троса-лидера его свободный конец соединяется с помощью монтажного чулка с концом изолированного провода у барабана. Монтажный чулок надевают на провод и закрепляют проволочным бандажом на длине не менее 0,5 м.

Рис. 2.3. Процесс раскатки изолированных проводов: 1, 2 – анкерные опоры; 3, 4, 5 – промежуточные опоры; 6 – барабан с изолированным проводом; 7 – раскаточный механизм с лебедкой; 8 – трос-лидер; 9 – изолированный провод; 10 – место соединения троса и провода; 11 – монтажный ролик

На втором этапе выполняется раскатка изолированного провода. Для этого лебедка раскаточного механизма включается на намотку троса-лидера. Раскатка провода должна производиться под тяжением , обусловленным силой тяги лебедки и тормозным устройством у барабана с проводом. Тяжение необходимо для исключения возможности провисания провода до поверхности земли и повреждения его изоляции от трения о грунт.

Для предотвращения образования петель на СИП при его раскатке между монтажным чулком и тросом-лидером должен быть установлен вертлюг.

При раскатке проводов производится их соединение . Голые алюминиевые и сталеалюминиевые провода сечением до 185 мм 2 соединяются с помощью овальных соединителей, представляющих собой алюминиевую трубку овального сечения. В соединитель с разных сторон вставляются концы соединяемых проводов, после чего с помощью переносных монтажных инструментов производится скручивание соединителя (рис. 2.4,а) или его обжатие (рис. 2.4,б).

Рис. 2.4. Соединения алюминиевых и сталеалюминиевых проводов

Для повышения надежности контактного соединения и уменьшения его переходного сопротивления короткие концы соединяемых проводов, выходящие из овального соединителя, свариваются с помощью термитного патрона (рис. 2.4,г).

Сталеалюминиевые провода сечением 240 мм 2 и более соединяются с помощью прессуемых соединителей, состоящих из двух трубок - стальной и алюминиевой (рис. 2.4,в). Для соединения таких проводов применяется переносный ручной пресс. С помощью стальной трубки 1 опрессовываются концы стальных сердечников соединяемых проводов, с помощью алюминиевой трубки 2, накладываемой поверх стальной, опрессовываются алюминиевые части соединяемых проводов.

В одном пролете ВЛ допускается не более одного соединения на провод каждой фазы.

Для соединения изолированных проводов применяются болтовые,

прессуемые или автоматические (цанговые) зажимы. Последние очень удобны при монтаже, поскольку концы соединяемых проводов после вставки их в зажим автоматически заклиниваются в зажиме, обеспечивая требуемую прочность заделки.

Рис. 2.5. Соединение самонесущего изолированного провода

Соединение СИП показано на рис. 2.5. Соединение неизолированного несущего нулевого провода выполнено с помощью цангового зажима 2, соединения фазных проводов - опрессованием. Освобожденные от изоляции концы соединяемых фазных проводов

вставляются в гильзу 1, покрытую снаружи слоем изоляции, и опрессовываются с помощью ручного пресса. В процессе опрессовки создается надежный электрический контакт и герметизация изоляцией гильзы места соединения. Для предотвращения раскручивания СИП справа и слева от места соединения устанавливаются фиксирующие ремешки 3.

Натяжение проводов (рис. 2.6,а) выполняют с помощью тягового механизма (трактора, лебедки). При натяжении проводов необходимо следить за прохождением через монтажные ролики мест соединений проводов, у пересекаемых проезжих дорог должны быть выставлены сигнальщики.

Рис. 2.6. Натяжение проводов (а) и монтажный график (б)

При натяжении проводов регулируются их стрела провеса f – расстояние между прямой, соединяющей точки подвеса провода на опорах и низшей точкой провисания провода. Регулировка стрелы провеса выполняется по монтажным графикам (рис. 2.6,б) в соответствии с фактической температурой воздуха Θ , маркой провода и длиной пролета l .

Измерение стрел провеса проводов может выполняться различными способами. В частности, для этих целей применяется простейшее приспособление – карманный высотомер (рис. 2.7). Этот прибор представляет собой плоскую коробку 1, имеющую форму равносторонней трапеции, в верхней части которой имеются смотровые отверстия 2, а в основании вставлено стекло, на котором нанесены две риски – верхняя 3 и нижняя 4.

Для определения высоты измеряемого объекта Н наблюдатель удаляется от него, держа прибор смотровыми отверстиями у глаз, на такое расстояние L , при котором верхняя риска совпадет с вершиной объекта, а нижняя – с его основанием. Геометрические размеры прибора и риски на стекле выполнены так, что H = L / 2. Измерение расстояния L проблем не представляет.

Рис. 2.7. Измерение высоты объекта

Для определения стрелы провеса провода измеряется сначала высота подвески провода на опоре, затем расстояние от низшей точки провисания провода до земли и находится разность полученных значений. Погрешность измерений таким прибором составляет 3…4%, что вполне приемлемо.

Крепление голых проводов на анкерных опорах ВЛ напряжением до 1

кВ со штыревыми изоляторами осуществляется закручиванием проводов так называемой «заглушкой» (рис. 2.8, а). На опорах ВЛ напряжением выше 1 кВ со стержневыми изоляторами крепление проводов выполняется петлей, образованной с помощью болтового плашечного зажима (рис. 2.8, б).

Рис. 2.8. Крепление проводов на анкерных опорах со штыревыми изоляторами (а, б); с подвесными изоляторами (в)

Крепление проводов на анкерных опорах с подвесными изоляторами осуществляется с помощью натяжных зажимов (рис. 2.8,в). Зажим 1 с

помощью сцепной арматуры 2 крепится к нижнему изолятору гирлянды 3. Провод в зажиме затягивается прижимными плашками с помощью U- образных шпилек 4.

На анкерных опорах короткие концы проводов (шлейфы), идущие от двух натяжных зажимов одной фазы, соединяются болтовыми зажимами или свариваются с помощью термитного патрона.

Рис. 2.9. Крепление СИП на анкерной опоре: 1– опора; 2 – оттяжка; 3 – крюк; 4 – анкерный зажим; 5 – несущая нулевая жила; 6 – фазные провода; 7 - фиксатор

Рис. 2.10. Крепление ЗИП на анкерной опоре: 1 – опора; 2 – оттяжка; 3 –

траверса; 4 – подвесной изолятор; 5 – натяжной зажим; 6 – изолированный провод; 7

– арматура для крепления изоляторов к траверсе; 8 – арматура для крепления натяжного зажима к изолятору.

Крепление изолированных проводов на анкерных опорах ВЛ напряжением до 1 кВ выполняется без изоляторов (рис. 2.9) с помощью анкерных зажимов, фиксирующих несущую нулевую жилу.

Крепление изолированных проводов на анкерных опорах ВЛ напряжением выше 1 кВ выполняется через подвесные изоляторы и натяжные болтовые зажимы (рис. 2.10). Корпус зажима и прижимная плашка изготавливаются из алюминиевого сплава. Момент затяжки болтов зажима нормируется и обеспечивается динамометрическим ключом. Величина момента указывается на корпусе зажима или в спецификации к нему.

Крепление голых проводов на промежуточных опорах со стержневыми изоляторами осуществляется вязкой из алюминиевых проволок (рис. 2.11, а). На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провод с монтажных роликов перекладывается в поддерживающий зажим 1 (рис. 2.11,б), прикрепляемый к нижней части изолятора 2. Провод в зажиме затягивается прижимными плашками с помощью U-образных шпилек 3. На рис. 2.11,б показан полимерный подвесной изолятор.

Рис. 2.11. Крепление проводов на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами (а) и подвесными изоляторами (б)

Крепление изолированных проводов на промежуточных опорах ВЛ напряжением до 1 кВ выполняется с помощью укладки нулевой жилы СИП в поддерживающий болтовой зажим (рис. 2.12). Крепление ЗИП на промежуточных опорах ВЛ напряжением выше 1 кВ со штыревыми изоляторами осуществляется вязкой провода к изолятору (рис. 2.13).

Ответвления от линии с СИП (рис. 2.14,а) выполняются с помощью болтовых прокалывающих зажимов (рис. 2.14,б) без снятия изоляции с провода. После монтажа ответвления на зажимы устанавливаются

защитные кожуха, изготовленные из стойкой к атмосферным воздействиям и ультрафиолетовому излучению пластмассы.

Рис. 2.12. Крепление СИП на промежуточной опоре: 1– опора; 2 – крюк; 3 –

поддерживающий болтовой зажим; 4 – несущая нулевая жила; 5 – фазные жилы

Рис. 2.13. Крепление ЗИП на промежуточной опоре: 1 – опора; 2 – траверса; 3 – штыревой изолятор; 4 – провод; 5 – вязка провода к изолятору

Рис. 2.14. Ответвление СИП (а) и болтовой прокалывающий зажим (б):

1 – основная линия с СИП; 2 – ответвление; 3 – прокалывающий зажим в защитном кожухе

Монтаж грозозащитных тросов аналогичен монтажу проводов.

Соединение тросов выполняется, как правило, с помощью стальных прессуемых соединителей. На ВЛ напряжением до 110 кВ крепление троса к опорам выполняется с помощью сцепной арматуры без изолятора. На ВЛ напряжением 220 кВ крепление троса ко всем опорам выполняется через подвесной изолятор, как правило, стеклянный, шунтированный искровым промежутком. В каждом анкерном участке на одной из анкерных опор трос заземляется.

Большинство работ по монтажу проводов и тросов связано с подъемами на опоры. На ВЛ напряжением до 10 кВ монтажники поднимаются на опоры, как правило, с помощью монтажных когтей (лазов) и поясов. На ВЛ более высокого напряжения широко используются телескопические вышки и гидроподъемники.

После окончания всех монтажных работ на опоры ВЛ на высоте 2…3 м наносятся следующие знаки:

порядковые номера опор; номер ВЛ или ее условное обозначение;

информационные знаки с указанием ширины охранной зоны; предупредительные плакаты на всех опорах в населенной

2.4. Монтаж трубчатых разрядников и заземляющих устройств

Трубчатые разряд ники крепятся закрытым концом к элементам опор под углом 15 о к горизонтали при более низком расположении открытого конца. Закрытый конец разрядника соединяется с заземляющим спуском на опоре из древесины или с металлом проводящей опоры (стальной и железобетонной). Длина внешнего искрового промежутка устанавливается в соответствии с проектом ВЛ.

Поскольку срабатывание разрядника сопровождается сильным выхлопом генерированного электрической дугой газа, открытый конец разрядника должен располагаться так, чтобы выхлопные газы не вызвали междуфазных перекрытий или перекрытий на землю. Зоны выхлопа разрядников разных фаз не должны пересекаться и охватывать элементы конструкций и проводов ВЛ.

При монтаже ВЛ напряжением до 1 кВ выполняются заземляющие устройства для повторного заземления нулевого провода (РЕNпроводника), защиты от грозовых перенапряжений, заземления электрооборудования, установленного на опорах ВЛ. Повторные заземления выполняются на концевых опорах линии и опорах с ответвлениями к вводам в здания, в которых может быть сосредоточено большое количество людей (школы) или которые представляют большую материальную ценность (склады). Заземляющие устройства защиты от грозовых перенапряжений совмещаются с повторными заземлениями.

Схема выполнения совмещенного заземления на деревянной опоре ВЛ напряжением до 1 кВ с СИП приведена на рис. 2.15. Заземляющий спуск 1 выполняется стальной проволокой диаметром не менее 6 мм и крепится к телу опоры U-образными скобками. Присоединение заземляющего спуска к нулевому проводу 2 выполняется болтовым зажимом 3. У железобетонных опор нулевой провод соединяется со стальной арматурой, у металлических опор – с телом опоры.

При монтаже ВЛ напряжением выше 1 кВ заземляющие устройства выполняются у опор:

имеющих грозозащитный трос; имеющих трубчатые разрядники, разъединители, предохранители и

прочее оборудование; железобетонных и металлических при напряжении 6…35 кВ.

Заземляющие спуски у деревянных опор выполняются стальным многожильным проводом сечением не менее 35 мм 2 или стальной проволокой диаметром не менее 10 мм.

В качестве заземлителей на ВЛ всех напряжений следует в первую очередь использовать естественные заземлители (железобетонные фундаменты). При недостаточном сопротивлении естественных заземлителей устанавливаются искусственные заземлители 6 (рис.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Материалы: http://studfiles.net/preview/1758797/page:6/